Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить, как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
- Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
- Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
- Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
- Финансовая грамотность. Ссовокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
- Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания.
- Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем
Нормативные документы
- Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
- Список литературы по формированию функциональной грамотности
- Сборник информационных материалов
- Оценка функциональной грамотности (презентация)
- Результаты PISA в 2018 (презентация)
- Совершенствование российского образования (по результатам международных исследований качества общего образования PIRLS, TIMSS и PISA)
- Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)
- Образовательная платформа «Просвещение»
- Материалы Института стратегии развития образования РАО
- Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация)
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся по направлениям: